КАК правильно составить бизнес-план С НУЛЯ?!

Прописываем стратегию компании в бизнес-плане.
Прописываем стратегию компании в бизнес-плане.

Бизнес-план – это документ, который используется в бизнесе, чтобы наметить цели компании, привлечь инвесторов, спроектировать будущий бизнес. Бизнес-план не является обязательным документом и он не дает гарантий успеха компании. Но продуманный бизнес-план может стать хорошим инструментом для планирования и контроля работы. А это – хорошее подспорье для менеджмента фирмы.

ЗАЧЕМ нужен бизнес-план?!

Бизнес-планы используются для разных задач. И в каждом конкретном случае это может быть соверешенно разные документы. Например, для получения некой государственной поддержки важно, чтобы бизнес-план строго соответствовал формальным критериям. Если же вы привлекаете частного инвестора, то ваш бизнес-план должен быть максимально упрощен и понятен — чтобы инвестор понял, на что он собирается сейчас вложить свои средства. В том случае, если собственник бизнеса составляет бизнес-план для себя, то тут важно, чтобы бизнес-план содержал ключевые показатели эффективности (KPI).

business-plan

Таким образом, бизнес план может понадобиться в следующих случаях:

  • привлечение частных инвестиций и государственных грантов;
  • четкое формулирование бизнес идей и постановка целей на бумаге для сотрудников и деловых партнеров (а также, чтобы навести порядок в собственной голове);
  • составление конкретного плана действий для менеджмента — с метриками, которые можно измерить и целевыми показателями. Для менеджмента это помогает осуществить функции планирования и контроля (две основные функции менеджера).

В научной литературе по менеджменту считается (например, М.Мескон — основы менеджмента), что организации, которые используют в своей работе стратегическое планирование значительно более успешны в долгосрочной перспективе. Наличие четкого плана действий позволяет быть более последовательным и целеустремленным в делах. Что экономит ресурсы и позволяет быть всей команде более сфокусированной.

Бизнес план — это не статичный документ. Реально рабочий бизнес-план должен постоянно правиться исходя из действительности. Его полезно периодически проглядывать и вносить определенные правки. При этом, бизнес-план не должен быть слишком большим документом. Лучше — если это и вовсе будет таблица в Excel с четкими метриками.

В бизнес-план не стоит закладывать нереалистичных целей и ожиданий. Скорее наоборот это должен быть приземленный и реалистичный документ с четко прописанной последовательностью шагов.

В малом бизнесе вполне можно обойтись и без строгого планирования. Если у собственника небольшой фирмы или ИП полный порядок в голове, то он вполне может успешно работать без подобных документов. У некоторых людей склад ума таков, что им бизнес-план очень помогает быть более организованными. Есть немало примеров бизнесов, которые прекрасно работают как с бизнес-планами, так и без оных. То есть в разрезе малого бизнеса нельзя однозначно утверждать, что бизнес-план — это обязательная вещь или наоборот необязательная. Это субъективно и индивидуально. Кроме того, один бизнес-план может быть реально полезен в делах, а другой может оказаться помехой.

how-write-business-plan

Особенности составления бизнес-плана

Бизнес-план должен быть четким, ясным, лаконичным и наглядным. Что вы хотите сделать, каким именно образом, когда и с использованием каких именно ресурсов?

Существуют различные методологии бизнес-планирования и построения схем деловых процессов. Но самое важное, чтобы бизнес-план строился исходя из здравого смысла. Именно здравый смысл исключает даже возможность составления 500-страничного документа, к которому никто никогда не притронется и это, очевидно, будет «мертвый» документ.

Не зря говорят, что краткость — сестра таланта. И в случае с бизнес-планом — это как никогда актуально.

В деловой среде считается, что прогнозировать можно расходы, т.к. это — расчетная величина и их можно предвидеть достаточно точно. А вот доходы вместе с прибылью — поддаются прогнозированию весьма условно. Прогнозировать доходы возможно лишь в тех случаях, когда у вас уже был какой-то пробный запуск и есть первые данные с реального рынка — что ваш продукт кто-то купил за такую-то цену и что ваши издержки на эту продажу были такими-то.

Marketing-Strategy-and-a-Business-Plan

Итак, вот какие правила составления бизнес-плана мы выяснили:

  • бизнес-план желательно должен быть кратким;
  • бизнес планирование может весьма ограниченно прогнозировать расходы, доходы и прибыль. Особенно это касается доходов и прибыли. Как правило, эти прогнозы корректируются по итогам первых реальных данных с рынка;
  • структура бизнес плана может быть как строго регламентированной (как в случае получения государственной субсидии или гранта), так и полностью произвольной; структура бизнес-плана зависит от его целей;
Overhead view architect drafting blueprints at table
Overhead view architect drafting blueprints at table

Как правильно составить бизнес-план?

Стоит ли писать бизнес план самому или делегировать эту задачу? Тут тоже нет единого рецепта успеха. Оптимально, если бизнес-план будет писать максимально вовлеченный ваш бизнес сотрудник. Это может быть собственник бизнеса вместе с деловыми партнерами или топ-менеджер фирмы. Сторонние компании или стажеры вроде студентов, скорее всего, сделают работу по шаблону и вряд ли это будет высокое качество.

Не нужно таких громких слов как клиентоориентированность или миссия. Лучше — эти идеи практиковать в повседневной работе, а в бизнес-плане оперировать цифрами и фактами.

Пишите бизнес план своими силами и как можно проще. Делайте его максимально понятным даже для школьника средней школы. Не превращайте бизнес-план в большой документ, с которым невозможно работать. Не стройте планы слишком далеко вперед и не делайте его оторванным от реальности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *