Мотивация – это одна из основных функций любого менеджера. Одна из прямых обязанностей любого руководителя – воодушевлять персонал на большие достижения, качественную работу. Напомню, что менеджер должен:
- планировать;
- организовывать;
- мотивировать;
- контролировать;
- координировать (*);
При этом, в западной литературе по менеджменту указывается, что людей нельзя мотивировать исключительно деньгами. В книге «Мотивация в стиле экшен» (К. Кобел) сравнивают деньги с пеной для бритья. Деньги нужны, но если залить персонал пеной для бритья, то прироста в производительности труда вы не заметите.
Что такое мотивация персонала
Когда ты наймешь сотрудников, ты можешь обнаружить, что со временем их рвение к работе может снижаться. Как правило, такое случается в 99% случаев. Они начинают лениться, прокрастинировать и теряют драйв к работе. Что-то похожее я наблюдал, когда брал к себе на работу сотрудников. Поначалу они работают отлично! Но проходит небольшое количество времени и качество их работы становится значительно хуже. Приходится прикладывать усилия, чтобы сотрудник сохранял темп и качество работы. Персонал нужно мотивировать и вдохновлять как материальными, так и нематериальными стимулами.
Мотивация персонала значительно более сложна, чем идея о кнуте и прянике. Хотя существует общеизвестная теория Маслоу об иерархии потребностей, но на самом деле у каждого человека мотивация может сильно отличаться от классической пирамиды Маслоу. Для кого-то важен статус, для другого человека важна свобода действий и отсутствие микроменеджмента.
Любой руководитель должен внимательно слушать своих сотрудников и пытаться их понять. Тогда вы сможете найти те точки, которые мотивируют конкретно ваших сотрудников. В любом случае вы как менеджер обязательно должны находиться в постоянном контакте со своими сотрудниками и ни в коем случае не должны дистанцироваться от них! Ваша харизма также имеет значение.
Даже сам факт присутствия руководителя, который наблюдает за работой позволяет работникам работать значительно собраннее и сосредоточеннее. Именно поэтому управлять удаленными сотрудниками заметно сложнее (хотя и — возможно).
Деньги не являются основным источником мотивации. Выбирайте тех сотрудников, у кого горят глаза. На мотивацию положительно может влиять гибкий график, хорошая рабочая атмосфера, качественный коллектив, понятная система премирования, адекватность руководителя. При этом повышение зарплаты обычно дает лишь краткосрочный прирост мотивации, а потом она возвращается на прежний уровень или даже становится ниже.
Есть также понятие оптимум мотивации. Суть этого закона в двух словах — это то, что для разных типах задач может требоваться разная сила мотивации.
Мотивация персонала в Америке
В США большую роль уделяют нематериальным стимулам — гибкий график, корпоративный фитнес или детский сад. При этом там больше принята почасовая система оплаты труда и приветствуется предпринимательский подход и «самозанятость». Предпринимательский менталитет в США приводит к тому, что люди работают на результат и вынуждены работать в условиях высокой конкуренции.
Мотивация фрилансера
Американскую систему мотивации можно сравнить с системой мотивации российского фрилансера. Если ты перестанешь искать заказы и прекратишь работать — колбаса в холодильнике перестанет отрастать, а деньги кончатся очень быстро.
Японская система мотивации
Примечательной является японская корпоративная культура, где не принято часто менять работу и широко практикуется работа длительное время в одной компании. Это родина методологии кайдзен — постоянное совершенствование работы вплоть до расстановки инструмента на рабочем месте. Трудоголизм в Японии достигает пугающих масштабов. Все мы помним, что упорный труд лежит в основе любого успеха, но нельзя также забывать про баланс работы и личной жизни.
Мотивация персонала в России
В России пока что профессиональные менеджеры встречаются редко. Часто все держится на дедлайнах и постоянных нагоняях со стороны руководителей. При этом менеджеры зачастую не в состоянии нормально планировать, формулировать задачи и контролировать исполнение. Отсюда неровная производительность труда во время работы. При этом, разные менеджеры могут очень сильно отличаться друг от друга как по стилю управления, так и по результативности работы. Часто встречается отношение к сотрудникам как к расходному материалу и неуважение к людям. Впрочем, это зависит от каждой конкретной организации.
На момент написания этой статьи непрофессионализм в руководстве крупных компаний и такие негативные явления как кумовство остаются харатерными чертами русской модели управления. Но со временем ситуация меняется к лучшему.
Руководители учатся, посещают тренинги, мастер-классы. Найм на работу друзей и родственников становится дурным тоном, а сотрудники с квалификацией или желанием работать становятся все ценнее из-за изменений на рынке труда.
Желание работать
Каждому сотруднику иногда бывает полезно прислушаться к ощущениям и понять, подходит ли ему данная работа или нет. Психологи сходятся во мнении, что нам нравится та работа, которая у нас получается легко. Поэтому если работа, которую вы делаете вам не по душе, то возможно — вы не на своем месте. Если работать не хочется, то нужно или что-то менять в привычном распорядке дня или искать более подходящее для себя рабочее место.