Правила конструктивной критики

kritika

Критика бывает конструктивной и неконструктивной. Так как люди очень не любят получать критику даже если она заслужена, то это настоящее искусство — критика. Нужно уметь найти тонкую грань — указать человеку что не так, не не задеть его. Коммуникабельность — важный навык для руководителя. А умение донести до сотрудника его ошибки так, чтобы он исправился, а не уволился или обиделся — этому нужно учиться.

Деструктивная критика не только не достигнет изначальной цели, но даже может настроить твоего подчиненного против тебя. А может сработать реверсивная психология, когда человек сделает все наоборот лишь бы сделать это тебе назло. Также можно столкнуться с пассивно-агрессивным поведением или открытым сканадалом. Более слабый человек может впасть в депрессию уныние. Может даже сработать самосбывающееся пророчество. Когда ты называешь кого-то идиотом и искренне считаешь его таким, то сотрудник все чаще будет оправдывать твои ожидания. Во многом поведение окружающих людей зависит от наших ожиданий от них.

Вряд ли ты найдешь человека, который любит критику. Поэтому нужно осавивать искусство критики, чтобы уметь давать обратную связь, но при этом не наломать дров. Это один из важных навыков любого профессионального менеджера.

Правила коструктивной критики

Первое и самое главное. Если ты кого-то критикуешь, то критикуя — предлагай что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Есть тип людей, который только и делают что ноют, что все плохо, но ничего не предлагают и ничего не делают, чтобы поправить ситуацию. Это путь в никуда. Предлагай много разных вариантов и спроси, что об этом думает сам сотрудник.

Второе. Меньше эмоций и больше фактов. Ты должен критиковать не личность человека, а его конкретные действия или бездействие. Если перейдешь на личности, то можно смело ожидать дебош в твоем офисе. Сотрудник с активной жизненной позицией, у которого развито собственное мнение не станет мириться с тем, что его оскорбляют. Он скорее швырнет тебе в лицо заявление и хлопнет дверью и будет прав.

Напротив, если ты с человеком будешь разговаривать нормальным тоном и будешь просить его, мотивировать, ставить серьезные задачи, которые будут помогать ему расти — тогда он с большей вероятностью отреагирует на критику и обратную связь так как надо.

Нужно уметь критиковать достаточно твердо, но не стоит скатываться в высокомерие, грубость, пренебрежительный тон и уж тем более не нужно закатывать истерику. Эмоции во время критики — плохой помощник. В лучшем случае сотрудник займет оборонительную позицию.

Оставь за человеком выбор. Люди испытывают самый большой стресс, когда их что-то заставляют делать против их воли. Ты можешь предоставить подчиненному несколько вариантов решения той или иной проблемы или предоставить ему полномочия придумать собственное решение. В таком случае уровень мотивации будет выше, а уровень стресса — ниже.

Не надо съедать человеку мозг и прессовать его психику. Высокий уровень стресса может лишь на короткое время дать эффект. Если твой персонал будет постоянно жить в состоянии стресса, то можно скоро ждать, что они один за другим начнут испытывать профессиональное выгорание, будут чаще болеть и хуже работать.

Есть еще одно общее правило. Критиковать нужно лично, а хвалить публично. А не наоборот. Кроме того, нужно понимать, что все мы люди и нам свойственно ошибаться. В конце концов, у каждого из нас случались большие или не очень ошибки.

Ругая кого-то, есть смысл разбавить всю эту критику хотя бы небольшим количеством похвалы. Если человек будет видеть, что у него ничего не получается, а его старания остаются незамеченными, то он может на все забить болт и опустить руки. Потом его мотивировать будет значительно сложнее.

Нужно аккуратно подбирать слова. Людям нужно помогать обрести уверенность в себе и повышать их уровень самооценки вместе с профессиональным ростом, а не срываться на них из-за того, что ты сегодня встал не с той ноги. Если ты зол или голоден, то возможно здесь и сейчас стоит воздержаться от критики. К каждому человеку нужно подбирать свой подход. У всех у нас разный характер и опыт. Кто-то долго терпит и копит, а потом взрывается, другие люди наоборот вспыльчивые, но не такие злопамятные.

Было бы интересно услышать от читателей про то, как правильно нужно критиковать и опасаться каких ошибок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *